Отказ или привлечение дополнительных заказов Печать
Знание нижнего краткосрочного предела крайне важно при решении вопроса о принятии дополнительного заказа. Принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену следует сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции.
Пример. Предприятие производит калькуляторы и продает их оптом по цене 200 руб. за штуку.
Ниже приводится информация о затратах в расчете на одинкалькулятор, руб.:

Прямые материальные затраты

40

Прямая заработная плата

60

Переменные косвенные расходы

20

Постоянные косвенные расходы

50

Переменные коммерческие расходы

10

Постоянные коммерческие расходы

5

Итого

185

Производственная мощность предприятия — 15 000 шт. каль­куляторов в месяц. Фактический объем производства за месяц со­ставляет 10 000 шт., т.е. мощности загружены не полностью и име­ются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производ­ства.

Предприятие получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии калькуляторов (1000 шт.) по цене 170 руб. Стоит ли руководству предприятия принимать по­ступившее предложение?

На первый взгляд, должен последовать отрицательный ответ, ведь цена контракта (170 руб.) ниже полной себестоимости изделия (185 руб.). Однако в данном случае ход рассуждений должен быть иным.

Поскольку речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже учтены калькуляцией фактического вы­пуска продукции (10 000 шт.), т.е. заложены в себестоимость, а следовательно, и в цену производственной программы предпри­ятия. Известно, что в рамках определенной масштабной базы по­стоянные расходы не меняются при колебаниях объемов произ­водства. Поэтому подписание контракта не приведет к их росту.

В данном случае переменные издержки, необходимые для про­изводства одного калькулятора, составляют 130 руб., цена контрак­та — 170 руб., следовательно, поступившее предложение выгодно предприятию. Каждый калькулятор, реализованный в рамках дан­ного контракта, принесет предприятию прибыль в размере 40 руб. (170- 130).

Управленческие решения подобного рода разрушают традици­онные для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестои­мость продукции.